В ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ… (Заявление Московского антифашистского центра о современном фашизме)

 

70 лет назад фашистский «Третий Рейх» и его союзники были разгромлены силами антигитлеровской коалиции. Нацистские преступники, развязавшие Вторую мировую войну, покончили с собой или были повешены по приговору международного Нюрнбергского трибунала. Немецкий народ со временем осознал свою историческую вину и проклял имена злодеев – своих тогдашних вождей.

В Германии, Австрии и ряде других европейских стран действуют законы, запрещающие распространять нацистскую идеологию, воссоздавать профашистские организации, отрицать факт холокоста – геноцида еврейского народа, осуществлявшегося нацистами.

Тем не менее, фашистская идеология и практика не ушли в прошлое. В некоторых странах (включая те, что сами были жертвами фашистских агрессоров) в настоящее время активизировались крайне правые, ультранационалистические, экстремистские силы, которые фактически выступают как идейно-политические наследники нацистов. Во Франции, в Англии,  Германии, Австрии, Италии, Венгрии, Греции, на Украине существуют и легально действуют политические партии и организации, формально не признанные нацистскими, но выступающие с идеями и лозунгами, во многом сходными с идеями Гитлера и Муссолини. Есть такие группировки и в нашей стране – в России.

Советский Союз, как известно, внес решающий вклад в разгром фашизма и заплатил за Победу самую высокую цену – 27 миллионов жизней.  Это – почти половина всех жертв Второй мировой войны. Но, несмотря на это, и в нашей стране находятся такие, кто не стесняется открыто восхвалять Гитлера и повторять его бредовые идеи об «арийской расе» (со «славяно-ариями» вместо немцев). Совершаются противозаконные попытки издавать и распространять сочинения фашистских главарей, проповедовать идеи национального и расового превосходства. Звучат призывы к насильственному изменению конституционного строя и установлению в России «военно-державной диктатуры». Отрицаются демократия и права человека – основные ценности современной цивилизации. И все это воплощается не только в словах, но и в актах насилия, совершаемых «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды». Не случайно эти мотивы признаны «отягчающими обстоятельствами» при совершении преступления  (пункт е части 1 статьи 63 УК РФ).

Буквально накануне 70-летия Победы был вынесен приговор участникам нацистской группировки «БОРН» («Боевая организация русских националистов»), совершивших целый ряд убийств по указанным мотивам. В эти дни в Мосгорсуде идет процесс по делу И. Горячева – организатора и идеолога этой организации.

Бесспорно, фашизм – это страшное общественное зло. Но не всякое зло можно заклеймить словом «фашизм». Нельзя превращать это слово в политический ярлык, в противном случае оно теряет свой смысл и становится инструментом разнузданной демагогии и злонамеренной лжи. Достаточно вспомнить такие «неологизмы», как «демо-фашизм» и «либерал-фашизм», придуманные теми, кто хочет одного – помешать борьбе с фашизмом реальным. Для борьбы с ним надо точно знать, что такое фашизм как социально-политическое явление. Еще в марте 1994 года председатель Московского антифашистского центра Е. В. Прошечкин (тогда – депутат Московской городской думы) в письме президенту РФ Б.Н. Ельцину изложил наше понимание сути фашизма.

Он писал: «По нашему мнению, к фашистским относятся любые партии, организации и общественные структуры, в программных документах и политической практике которых проявляются следующие признаки:

– отрицание демократических основ конституционного строя России, стремление заменить конституционный строй, основанный на принципе разделения властей,  властью тоталитарного типа;

– применение террора и насилия в сфере внутренней политики и проповедь войны и агрессии в сфере политики внешней;

– использование шовинистических лозунгов в агитации и пропаганде, стремление разжечь националистические предрассудки и посеять межнациональную рознь и вражду…

Наше письмо было внимательно изучено, и в январе 1995 года в Кремле состоялись две встречи представителей нашей организации во главе с Е.В. Прошечкиным с советниками президента. В результате президент поручил Российской академии наук (РАН) дать научное определение фашизма(Указ №310 от 23 марта 1995 года). В апреле 1995 года РАН направила президенту записку «О сущности и признаках фашизма», в которой сказано:

«Фашизм – это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости; обоснование дискриминации в отношении представителей других народов; отрицание демократии; установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».

Легко заметить, что определение фашизма, данное РАН, перекликается с тем, что было сказано в письме председателя Московского антифашистского центра Президенту. Не напрасны были наши усилия! Впоследствии, уже при президенте В. В. Путине, в 2002 году в России был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором нашли отражение многие идеи, выдвигавшиеся Московским антифашистским центром в 90-е годы. Тогда принятию этого закона воспрепятствовали зюгановская КПРФ и ЛДПР Жириновского, которые и сегодня проповедуют идеи тоталитаризма.

В современном однотомном «Толковом словаре русского языка» (М., 2007), подготовленном учеными РАН в 2007 году, дано, пожалуй, наиболее краткое и точное определение фашизма, основанное на предыдущих документах РАН. Там сказано, что фашизм – это «идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма; опирающиеся на эту идеологию политические течения». Указано и второе значение этого термина: фашизм – это «тоталитарный репрессивный режим, диктатура, направленная на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии, на утверждение ксенофобии» (см. вышеуказанное издание стр. 1047).

Мы полагаем, что этим научным определением надлежит руководствоваться всем тем, кто хочет бороться с реальным фашизмом и видеть Россию свободной, демократической и процветающей страной. По нашему мнению, представители либеральной оппозиции, которые в 2011-2012 годах и позднее не чуждались политических альянсов с националистическими организациями, группировками и деятелями из России и зарубежных стран, и пытались использовать такие контакты для борьбы за власть, допускали и допускают непростительную ошибку. Дело доходило до того, что «либеральные» деятели предлагали вовсе отменить действующее в России антиэкстремистское законодательство и убрать из Уголовного кодекса статью 282, карающую за возбуждение национальной и религиозной вражды. Такие действия, по нашему мнению, могут привести только к усилению крайне правых, фактически – нацистских сил, что грозит самим основам конституционного строя. События на Украине показывают, как опасно близка бывает та грань, за которой может наступить развал государства, а насильственные преступления – стать постоянно применяемым политическим инструментом.

Наконец, отметим, что в современном мире появилась еще одна зловещая политическая сила, во многом близкая фашизму, хотя и имеющая иное историческое происхождение. Мы говорим о радикальном политическом исламизме, о религиозных фанатиках, пытающихся использовать ислам для оправдания своих чудовищных злодеяний. Вряд ли надо доказывать, что группировка ИГИЛ (в которой, как известно, есть и российские граждане) в чем-то уже превзошла даже преступления гитлеровских палачей.  От фашистов их отличает то, что идею национальной или расовой исключительности они заменяют идеей исключительности религиозной, которая служит им основанием и оправданием насилия по отношению к иноверцам. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, распространение идей фашизма и радикального исламизма угрожает не только основам конституционного строя, но самому существованию российского государства.

Мы призываем всех здравомыслящих граждан, всех, кто живет в нашей стране и любит ее, осознавать свою ответственность за ее будущее. Ведь недаром сказано: вы, может быть, не интересуетесь политикой, но политика всегда интересуется вами! Только от нас, рядовых граждан, зависит, в конечном счете, судьба нашей страны.