21 января 2014 г. в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция АНО «Бюро содействия защите прав человека» и АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон» на тему: «Актуальные способы управления медиа-пространством. Медиа-комплаенс контроль в России в 2014 году».

21 января 2014 г. в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция АНО «Бюро содействия защите прав человека» и АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон» на тему: «Актуальные способы управления медиа-пространством. Медиа-комплаенс контроль в России в 2014 году».

1Со вступительным словом к присутствующим обратился Борис Пантелеев – Исполнительный директор АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон», советник юстиции, кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты РФ. Он сообщил о ситуации, в настоящее время сложившейся на медиа-пространстве России, когда СМИ стараются показывать лишь негативные моменты той или иной стороны жизни общества, и процитировал слова вице-премьера Д.Рогозина, назвавшего в Твиттере контент телевидения — «ублюдочным». Мы видим свою задачу в побуждении СМИ к добросовестному ведению своего бизнеса, — отметил эксперт. Наша программа внедрения системы регулирования деятельности СМИ и всей медиа-системы, основывается на американском и английском законах о противодействии коррупции. Сегодня достаточно оснований, чтобы требования международного антикоррупционного законодательства распространялись на территории российских медиа-холдингов, особенно это актуально в связи со вступлением России в ВТО, — подчеркнул Б.Пантелеев. Сегодня в России как такового добросовестного медиа-сообщества не существует, одиночные попытки противостоять системной коррупции не эффективны. Принуждение медиа-структур к этичному ведению бизнеса даст журналистам дополнительную защиту. Медиа-структуры России должны подчиняться этическим нормам и должны руководствоваться в своей деятельности принципами финансовой прозрачности, противодействия коррупции, запретом на любые схемы ухода от налогообложения. Наша доктрина, впервые провозглашенная в мае 2013 года в Казани, развивается, и мы уже получили поддержку нескольких регионов, — резюмировал г-н Пантелеев.

2Затем перед собравшимися выступил Валентин Головин – эксперт-полиграфолог, который рассказал о практическом опыте применения научного опыта психологов-теоретиков в исследовании воздействия негативного медиа-контента на сознание граждан РФ, в том числе недобросовестной рекламы. С помощью предложенной нашими учеными методики можно определить, является ли та или иная информация заказной, добросовестна ли она, не используются ли в конкурентной борьбе запрещенные приемы. Это может помочь, в том числе, и в борьбе с коррупцией.

3Продолжил тему Антон Алферов – комплаенс офицер компании Halliburton Int Ink. Он отметил, что американский закон о противодействии коррупции имеет экстерриториальность, распространяется не только на американские компании, но и на все организации, которые торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Специалист отметил, что поскольку там представлены многие российские медиа-холдинги, которые в подавляющем большинстве зарегистрированы за рубежом, то они, соответственно, должны подчиняться американскому закону о противодействии коррупции. Английский закон о противодействии коррупции, принятый в 2012 году, еще более жесткий, по сравнению с тем же американским.

4Директор АНО «Бюро содействия защите прав человека» Сергей Салпанов представил присутствующим изданную книгу Бориса Пантелеева «Медиа комплаенс система. К этике СМИ через корпоративную культуру». Эта книга, отметил один из организаторов пресс-конференции – первая попытка сформулировать основные подходы к системе регулирования медиа-пространства.

Далее перед собравшимися выступила Татьяна Федяева – глава гильдии журналистов, пишущих о местном самоуправлении. Она обратила внимание присутствующих на то, что общество уже созрело для того, чтобы ввести какие-то нормы регулирования медиа-контента. Люди не хотят смотреть и читать «ублюдочный контент», газеты пачками выбрасываются в помойку, люди отказываются от подписки на газеты и журналы. С другой стороны, остались журналисты, которые не хотят забывать о своей гражданской миссии, не хотят слепо выполнять волю хозяина, зачастую идущую в разрез с общечеловеческими ценностями. Общественная инициатива по внедрению системы комплаенс контроля — не просто идея кучки людей, — отметила г-жа Федяева, эта идея получила поддержку нескольких регионов и обретает массовость. Союз журналистов России также в целом поддерживает эту инициативу. Центром изменений должны стать редакции и руководства медиа-холдингов.

5

В заключительном слове, с которым к собравшимся обратился Борис Пантелеев, было подчеркнуто, что в настоящее время ширится поток обращений граждан в суды с исками о нанесении СМИ ущерба здоровью, в том числе психическому. Размещение недобросовестной рекламы, различного рода сомнительной информации негативно влияет на наших граждан, которые теперь все чаще стараются добиваться своего права на получение добросовестной информации в суде. И юристы и адвокаты в своей работе по искам к медиа-холдингам не должны ограничивать себя рамками, не позволяющими банкротить недобросовестные СМИ. Наша задача – добиться внедрения системы комплаенс контроля в медиа-холдингах с тем, чтобы укрепить статус журналиста, чтобы он стал равным и для рядовых репортеров, корреспондентов, и для руководителей газет, журналов и пр. И ответственность за содержание того, что размещается в СМИ, должна лежать не только на журналисте, подготовившем материал, но и на руководителе этого СМИ.