21 октября 2013 г. в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция АНО «Бюро содействия защите прав человека» на тему: «Журналисты России на распутье: Советы по нравственности, СРО или комплаенс система?».

21 октября 2013 г. в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция АНО «Бюро содействия защите прав человека» на тему: «Журналисты России на распутье: Советы по нравственности, СРО или комплаенс система?».

1сро

Исполнительный директор АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон» Б.Н.Пантелеев сообщил собравшимся о законопроекте «Об Общественных советах по содействию защите нравственности в средствах массовой информации в Российской Федерации», который в настоящее время рассматривается в Государственной Думе.

В этом виде законопроекта, советы по нравственности заполнят представители ветеранских, учительских, религиозных и пр., организаций. Советы по нравственности будут заниматься цензурой в СМИ, что прямо противоречит нашей Конституции. Удивляет спешка и минимальное освещение в СМИ принятия этого законопроекта. В Общественные палаты регионов был разослан текст законопроекта. Но не все региональные палаты дали положительные отзывы, так Председатель комиссии по информационной политике Общественной палаты Тверской области Светлана Рузлева дала отрицательный отзыв. О данном законопроекте мало слышали даже представители самих СМИ, объединений рекламщиков, интернет-сообщество и др.2сро

Председатель гильдии журналистов «Власть народная» Союза Журналистов России Татьяна Федяева4сро обратила внимание на следующую странность, сначала в Государственной Думе обсуждался законопроект о СМИ – иностранных агентах, но когда выяснилось, что практические все СМИ получают финансирование из-за рубежа, то появился законопроект о создании советов по нравственности. Предпринимаются попытки сделать из средств массовой информации саморегулируемые организации, как это сделано в страховом и строительном бизнесе. Принятие подобных законопроектов ставит судьбу Союзов журналистов на одну доску с Российской Академией наук. Но если саморегулируемые организации СМИ будут созданы, то управлять ими будут не журналистские организации, а совсем другие люди. А самое главное, сами Союзы журналистов на эти законодательные инициативы никак не прореагировал.3сро

Модератор пресс-конференции Борис Пантелеев сослался на опыт зарубежных стран, так например банк Morgan в рамках досудебного урегулирования споров выплатит 18 млрд.$. По его словам нам необходимо решить следующий вопрос: либо СМИ — «священная корова по оболваниванию», либо сфера СМИ – бизнес, тогда в нем должны действовать законы бизнеса. Поэтому он предлагает в медиа-сфере использовать систему комплаенс контроля, который уже применяется в российской бизнес-среде. Принятые Хартии журналистов и другие документы саморегулирования СМИ (комиссии, жюри и т.д.) в нашей стране не работают, в медиа среде, также как и во всех сферах общественной жизни, процветает коррупция. Законодатели выступают порой со странными инициативами, вдруг предлагается расформировать Союз журналистов, а вместо него создать Гильдию патриотических журналистов.

5сро

В западных СМИ есть два основополагающих принципа: 1. Мы никогда «не сдаем» источник информации.

2. Мы не едим там, где мы работаем.

Российские федеральные телеканалы не признают органы саморегулирования журналистского сообщества (комиссию по этике и т.д.).

Соавтор Казанской инициативы «Понуждение к этичному ведению медиа бизнеса» Ирина Волынец обратила внимание на то, что многие программы СМИ, в частности, телепрограммы и телереклама, направлены в первую очередь на детей, причем не в позитивную сторону. Происходит вторжение в сознание ребенка и разрушение его информационным мусором. Необходимо относиться к СМИ как к бизнесу и применять к нему в первую очередь законы регулирования бизнеса, в частности статьи Гражданского кодекса РФ. Современным СМИ необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Противодействовать коррупции на дальних подступах.

2. Руководствоваться принципами добросовестности и конкуренции.

3. Образовывать экологическое информационное поле.

4. Этичное ведение бизнеса.

  6сро

 

 

Секретарь Союза Журналистов России Василий Балдицын обратил внимание участников на следующее: в Государственной Думе РФ лежит законопроект о СМИ еще от 2009 г. В действующий закон о СМИ за 20 лет его существования внесено 60 поправок и геометрия закона нарушилась. Союз журналистов требует рассмотреть этот законопроект без внесения каких-либо поправок.

8сроПо его мнению, комплаенс система рассчитана на корпорации и сможет работать только в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах ситуация очень различная. В современном законе о СМИ нет понятия саморегуляции. Многие институты по саморегуляции СМИ не работают. Необходимо принять законопроект 2009 г, что позволит создать действующие институты саморегуляции.

Во время дискуссии между Б.Пантелеевым и В.Балдицыным, поднимались вопросы легитимности комиссии по этике, вступление России в ВТО и возникающие из этого обязательства, в т.ч. в медиа-сфере, поведение журналиста из Екатеринбурга Аксаны Пановой, вопросы принятия нового закона о СМИ и взаимодействие с членом Общероссийского народного фронта Ольгой Тимофеевой.

10сроПо мнению главного редактора журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. Ifra-ГИПП Magazine» Алексея Панкина данный законопроект в ближайшее время принят не будет, т.к. впереди Олимпиада в Сочи. На его взгляд в России больше не свобода слова, а анархия. Он публикует на русском языке статьи в «The Moscow Times», после перевода на английский язык его статьи становятся очень мягкими. Он считает что государственной власти и журналистам нужно заключить некое перемирие на несколько лет. И если журналисты не выполнят и сами не отрегулируют рынок, то после этого государство должно вмешаться и навести порядок.

Также в ходе дискуссии обсуждались следующие темы:

— выработка компромиссных решений по острым вопросам регулирования медиа рынка.

— Вопросы злоупотребления журналистским доверием (продажа журналистских удостоверений, выдача удостоверений наблюдателям ассоциации «Голос»).

— Ссылки на опыт других стран и неточности в пояснительной записке к законопроекту.

— Введение должности омбудсмена по СМИ.